6. А как же мне быть?
После небольшого отступления о вреде холестерина для здоровья (несмотря на утверждение о том, что он «критичен для жизни»), авторы продолжают:
Не надо быть специалистом ни в области химии липидов, ни биохимии организма, чтобы понять одну очевидную истину: из продуктов питания в кровяное русло попадают только те компоненты, которые могут раствориться в крови, иными словами — водорастворимые. Холестерин к ним, однозначно, не относится, и, конечно же, он не существует в продуктах питания в связке с липопротеинами низкой концентрации (LDL). Не менее определенно в статье и то, что «липопротеины (LDLs) транспортируют холестерин с места синтеза в печени», а не из вашего желудка и кишечника, т.е. не из продуктов питания.
Согласитесь, если холестерин не может попасть из желудка и кишечника в кровяное русло, он никак не может попасть и в печень, где происходит его связка с липопротеинами. Из этого же следует, что всякая взаимосвязь между холестерином в вашей диете и в вашем кровяном русле в полном смысле абсурдна как теоретически, так и практически. Даже если бы такая взаимосвязь существовала, не забывайте, что печень здорового человека производит до 2000 мг холестерина в день, и дополнительные 500-600 мг холестерина в диете могли бы изменить баланс в крови всего лишь на 25-30%.
Ну и «на закуску», для сомневающихся или недоверчивых, тот же текст в оригинале36:
Жир от всех бед
Антропологические наблюдения подсказывают, что уровень холестерина в плазме крови увеличивается обратно пропорционально количеству жиров и холестерина в питании представителей демографической группы, т.е., чем меньше жиров и холестерина в питании, тем больше (выше уровень) — в плазме крови. И вот почему:
Если в питании недостаточно холестерина для обновления клеток кишечника, организм вынужден компенсировать дефицит за счет синтезируемого в печени холестерина низкой плотности, используемого в этих целях клетками остальных органов.
Необходимость такого дублирующего механизма очевидна и целесообразна — на протяжение эволюции организм человека приспосабливался к пищевому «разнообразию», продиктованному сезонами года и местом проживания. Эту теорию подтверждают исследования среди индусов-вегетарианцев, у которых практически нет холестерина в диете, однако уровень холестерина в крови — 300-350 мг/дл (7,8-9,0 ммоль/л); а в той же возрастной группе эскимосов, питающихся исключительно мясом и рыбой, уровень холестерина редко превышает 205-220 мг/дл (5,3-5,7 ммоль/л), несмотря на 800-1000 мг холестерина в ежедневном рационе.
Вот какие еще важные функции холестерин выполняет в нашем организме:
А куда же девать инфаркты?
То, что бляшки закупоривают сосуды — очевидно и не оспаривается. То, что основательно закупоренные сосуды приводят к инфаркту — не менее очевидно и тоже не оспаривается. Вопрос заключается в том, что первично в этом процессе — атеросклероз (дряблые, неэластичные сосуды) или пищевой холестерин, и может ли холестерин из продуктов питания существенно повлиять на (а) прогресс атеросклероза и (б) дальнейшую закупорку. В этом контексте давайте рассмотрим следующие факты:
Из вышесказанного достаточно определенно следует, что атеросклероз всегда предшествует закупорке сосудов, а холестерин всего лишь выполняет функцию «штукатурки» для дряблых, состарившихся сосудов. Да и любой практикующий кардиолог знает (но не может объяснить, почему) — у людей с «нормальным» холестерином инфаркты случаются не реже, чем с «повышенным». Задумайтесь — с точки зрения механизма образования бляшек, какая разница, сколько холестерина в крови — 200 или 300… Абсолютно никакой — даже 20 мг/дл будет достаточно…
Почему же вопреки очевидным и бесспорным фактам антихолестериновая истерия не затихает, а разгорается во всем мире, в том числе в России? Увы, холестерин для фармацевтических фирм — легкая мишень, на которой можно выгодно заработать. Атеросклероз же как объект прибыли им не подходит, потому что это life-style and aging disease (болезнь образа жизни и возраста), которая не определяется простым анализом крови и, конечно же, не «лечится» сверхприбыльными лекарствами.
Обратите внимание, что уровень нормального холестерина сначала находился на отметке 240 мг/дл (~ 6,2) затем — 220 (~ 5,7), а сегодня его опустили до 200 мг/дл (~ 5,2). Чем ниже норма, тем больше истерия, чем больше истерия, тем чаще тесты и визиты к врачам, чем чаще тесты, тем больше "больных" и рецептов на лекарства, которые вмешиваются в биохимию печени и блокируют синтез холестерина, а вместе с ним и целый ряд других жизненно важных компонентов, несмотря на то, что «холестерин критичен для жизни: он является основным компонентом мембраны, которая окружает все живые клетки, и базовым компонентом для синтеза желчных кислот, стероидных гормонов и витамина D».
Ну и что? А вот что: по данным Всемирной организации здравоохранения (за 1997 г.), после сердечно-сосудистых заболеваний, рак — вторая лидирующая причина смертности в США, уносящая более 540 тыс. жизней в год (около 300 тыс. — в России). Несомненно, антихолестериновая, антибелковая и антижировая кампании, в совокупности с переработанными продуктами, гидрогенизированными жирами, умопомрачительным количеством углеводов в диете, внесли свою лепту. Неудивительно, что ежегодная смертность от рака в странах третьего мира — на «примитивной» диете и без развитого здравоохранения — составляет всего 5%, в то время как в США — 23,3% (14,5% в России). Несмотря на эту «утешительную», по сравнению с США, статистику по раковым заболеваниям, относительная (к числу населения страны) ежегодная смертность от всех причин в России (1,38%), к сожалению, гораздо выше чем в США (0,86%), но уже по абсолютно другим причинам, анализ которых не является предметом этого цикла.
И не вините вашего «рядового» врача, когда он или она выписывают вам рецепт на понижающее холестерин лекарство — вероятнее всего, ваш врач тоже принимает этот препарат и выписывает его своим близким. Увы, у врачей сознание «промыто» антихолестериновым лобби еще сильнее, чем у пациентов, особенно, если учесть насколько это прибыльно для их практик. Поэтому, прежде чем принять очередную таблетку от холестерина, что потребует периодического обследования печени на предмет необратимых, патологических изменений, помните, насколько «холестерин критичен для жизни»... Не говоря уже о том, насколько критична для вашей жизни ваша печень!
Если у вас высокий холестерин
Имейте в виду и то, что хорошо известно специалистам-кардиологам: общий уровень холестерина не является объективным предсказателем или показателем развития атеросклероза! Высокий уровень липопротеинов низкой плотности (LDL — «плохой» холестерин) компенсируется высоким уровнем липопротеинов высокой плотности (HDL — «хороший» холестерин) до тех пор, пока соотношение «плохого» и «хорошего» меньше 3,5.
Если у вас общий уровень холестерина, к примеру, 320 мг/дл, где «плохой» — 240, а «хороший» — 80 (240 / 80 = 3), то вы в намного лучшей ситуации, чем кто-то с общим уровнем холестерина в 180, при «плохом» в 150 и «хорошем» в 30 (150 / 30 = 5). Однозначно, при этом более высоком холестериновом коэффициенте атерогенности (он же индекс атерогенеза, или склонности к атеросклерозу) проблемы более вероятны… Еще раз хочу обратить ваше внимание на то, что эти показатели не являются причиной болезней сердца или сосудов, а лишь отражают их патологическое состояние.
Любопытно, что в США, чтобы еще пуще напугать пациентов и «заставить» их почаще обследоваться, клинические лаборатории изменили методологию подсчета индекса атерогенеза таким образом, чтобы он практически всегда был высоким. Вместо того, чтобы делить LDL на HDL, теперь делят общий холестерин на «хороший»: (LDL + HDL) / HDL.
Сегодня повсеместно в США (и в «блатных» клиниках в России) стремятся к тому, чтобы общий уровень холестерина не превышал 200-220 мг/дл. Этого показателя, без всякого учета коэффициента атерогенности, добиваются за счет обезжиренной диеты (понижает «хороший» холестерин) и лекарств, вмешивающихся в деятельность печени (блокируют синтез «плохого»). Результат? Это смертельно опасно для запуганных пациентов, зато выгодно для «лечащих» врачей, клинических лабораторий и производителей лекарств (особенно в США).
«Заряженный» вопрос в контексте всего, что мы обсуждали выше. «Нормального» нет… Есть «типичный» для каждой возрастной группы. Понятно, что очень низкий по сравнению с «типичным» — это плохо… Очень высокий по сравнению с «типичным» — не очень хорошо…
Какой же уровень считать «типичным» для большинства? От 210 мг/дл до 20 лет до 280 старше 60. Откуда я беру эту информацию? Да их самого «махрового» медицинского справочника, который издает Merck & Co, Inc. производитель Mevacor-a (более семи миллиардов продаж в 2001 г.):
Обхохочешься… У большинства населения (95-ый процентиль) до 20 лет от 210 мг/дл до более 280 мг/дл после 60-ти… Это Т-И-П-И-Ч-Н-Ы-Й, т.е. нормальный для этих возрастных групп…
Теперь понимаете, как зарабатываются семь миллиардов долларов в год на продаже только одного Mevacor-a? Очень просто: объявили (в этом же Merck-e) уровень в 200 мг/дл «оптимальным», ну а все, у кого выше — отправляйтесь в группу риска, то бишь за лекарством… Вот так все здоровое население США (и мира) и попало (точнее, попалось) в группу риска! По-другому и не скажешь, если «типичный» уровень холестерина для здорового большинства колеблется от 210 до 280 мг/дл!
Так что, если у вас «повышенный» или «сильно повышенный» холестерин — за 280-300 мг/дл (~7,3-7,8), — сначала поблагодарите вашу печень за то, что она эффективно выполняет свою работу, определите коэффициент атерогенности, затем сопоставьте эти цифры с вашим возрастом и стилем питания и, наконец, съешьте кусочек жирного мяса. В ответ ваш организм отзовется не только здоровьем, долголетием, хорошим настроением, зрением, слухом, памятью, концентрацией, эрекцией, крепкими мускулами, здоровыми костями и отменным внешним видом, но и... уровнем холестерина, который необходим только вам! А какой это уровень — известно лишь вашей печени и Господу Богу.
Функциональное питание и уровень холестерина
У вас может возникнуть правомерный вопрос:
Мой опыт работы с пациентами и общения с читателями показывает, что уровень холестерина (как это и должно быть при здоровой печени) у них остается примерно тем же или повышается, однако соотношение LDL («плохого») и HDL («хорошего») холестерина меняется в сторону «хорошего», и их атерогенный индекс понижается. У все без исключения заметно падает уровень триглицеридов, обычно, до 100 и ниже (от 50 до 200 считается нормальным). При таких показателях, согласно мнению специалистов (о чем я писал выше), суммарный уровень холестерина существенной роли в патогенезе ишемической болезни сердца и атеросклероза не играет .
Так называемая диета Аткинса — стиль питания, наиболее близкий к функциональному. Как и функциональное питание, она исключает углеводы и не ограничивает белки и жиры животного происхождения, т.е. продукты, богатые пищевым холестерином.
В меру умопомрачительной безответственности и невежества, а возможно из-за страха получить нежелательные результаты, которые бы «убили» и поток пациентов в его клинику, и интерес к его книгам, и продажу добавок, мультимиллионер д-р Аткинс, один из самых богатых врачей в мире, в начале своей деятельности не организовал ни одного серьезного, независимого, объективного исследования его рекомендаций, которые были впервые опубликованы им ещё в 1972 году, более трех десятилетий назад.
Как вы уже заметили, я не питаю большой любви к д-ру Аткинсу. Если бы этот самоназначенный революционер вовремя бы сделал свою работу и выполнил бы свой врачебный долг (помните, есть такая клятва древнего грека Гиппократа), возможно, сегодня не было бы ни антихолестериновой истерии, ни эпидемии диабета, ни пандемии ожирения, которые унесли, уносят и еще унесут миллионы жизней, в том числе, по моему мнению, его собственную.
Почему? Да потому, что весной 2003 года (буквально «на днях») были одновременно опубликованы два исследования38 в New England Journal of Medicine, creme de la cream академической медицинской прессы в США. Ученые сравнивали эффект диеты Аткинса (low-carb diet) с обезжиренной (low-fat) диетой между двумя группами полных пациентов. Результаты, словами популярной прессы40, однозначно подтвердили, что:
Я не берусь цитировать результаты этих исследований из оригинала (NEJM), так как они написаны на очень «техническом» языке. Обратимся к Journal Watch Cardiology (дайджест медицинских журналов для кардиологов). Вот как описывает эти результаты на доступном языке Dr. Harlan M. Krumholz, MD, SM41:
Опять эта мучительная неизвестность…
Все равно сомневаетесь? Тогда, сомневающиеся, позвольте мне закончить эту публикацию притчей, которую я почерпнул в Рунете (Интернет на русском языке):
Серьезный ученый, из тех, кто без полного комплекта доказательств не принимает на веру никаких гипотез, заподозрил жену в неверности. Мучимый сомнениями, он попросил младшего сына понаблюдать, что будет делать мама, если к ней придет чужой дядя. Сынок сделал, как велел папа. Когда ученый вернулся с работы, сын доложил, как было дело:
Copyright (C) 2016 monastyrsky.com — All rights reserved.
The information contained on this site may not be published, broadcast, rewritten or redistributed without the prior written authority of monastyrsky.com.