5. «...Ведь это дереву вредит..., — ей с дубу ворон говорит. — Коль корни обнажишь, оно засохнуть может» . (И.А. Крылов)
«Холестерин (греч. cholз желчь + stereos твердый; синоним холестерол) — 3-b-гидроксихолест-5-ен, С27Н46О, важнейший в биологическом отношении представитель стеринов. Выполняет в организме многообразные физиологические функции. У млекопитающих из холестерина образуются желчные кислоты, кортикостероидные гормоны, половые гормоны, витамин D3», — сообщает Малая медицинская энциклопедия (ММЭ)23 последнего издания в статье «Холестерин», авторов и редакторов которой трудно упрекнуть в некомпетентности или предвзятости.
Ну а раз он, «проклятый», выполняет столько многообразных физиологических функций, не надо семи пядей во лбу, чтобы понять: чем больше в организме проблем, тем больше необходимо этого самого холестерина… Что и подтверждают авторы ММЭ24:
Обратите внимание, повышенный холестерин «обычно наблюдают» при типичных нарушениях углеводного обмена — «сахарном диабете, гипотиреозе, подагре, ожирении, гипертонической болезни». Возможно, некоторые буквоеды захотят меня поправить и скажут, что гипотиреоз, подагра и гипертония не квалифицируются как «нарушения углеводного обмена», что так и есть... Но любой мало-мальски грамотный врач знает, что и дисфункция щитовидной железы, и подагра, и гипертония неизменно сопутствуют сахарному диабету и ожирению.
И далее25:
Мило, особенно когда больному выписывают лекарство, чтобы «задушить» холестерин, из которого у бедняги синтезируются стероидные гормоны, а затем, уже из-за недостатка оных, при сильных инфекциях и воспалениях выписывают стероидные лекарства, чтобы поднять иммунитет. Точь-в-точь как с крыловской свиньей под дубом... Не благоразумнее ли в таком случае «выписать» больному сливочное масло или чашку наваристого бульона, который в народе не зря величают «еврейским пенициллином».
Надеюсь, теперь и для вас стало абсолютно очевидно, что:
По-моему, ответ ясен даже ребёнку, который после первого ожога больше никогда не всунет пальчик в огонь. Как в этой ситуации поступите вы — зависит от ваших приоритетов: ваше здоровье или игра в русскую рулетку с судьбой… А я могу только помочь вам моими книгами, которые называются «Нарушения углеводного обмена» и «Функциональное питание» и посвящены устранению истинных причин повышенного холестерина.
И наконец, чтобы вы не сомневались, насколько абсурден нынешний подход к проблеме «высокого» холестерина (когда всех без исключения стригут под одну гребенку: выше 200 — болен!), позвольте познакомить вас еще с одной выдержкой из ММЭ26:
Подход-то абсурден, но зато как прибылен для производителей лекарств! Не зря официальная цифра «нормального» холестерина упала аж до 200 мг/дл: практически все здоровые американцы старше 40-45 лет — кандидаты на лекарство. Согласитесь, нужно очень-очень-очень много «больных», чтобы поддерживать и растить бизнес в $25 миллиардов всего лишь от продажи пяти лекарств «против холестерина»… Уже не говоря о том, что «…корреляция между содержанием холестерина в крови и степенью выраженности атеросклероза у человека обнаруживается не всегда»27…
Бить или не бить…
Ранее мы выяснили, что, согласно многим исследованиям, после 50-ти лет высокий холестерин не имеет особого значения для здоровья, более того — чем он выше, тем лучше, а чем ниже — тем больше риск смерти, в том числе от инфаркта или инсульта. Здесь, в общем, нет ничего хитрого, потому что:
Полагаю, вам теперь ясно, почему низкий уровень «плохого» холестерина — это «плохая» новость и почему риск болезней и смерти после 50 лет тем выше, чем ниже его уровень. Согласитесь, с позиции здравого смысла, надо быть самовредителем, чтобы подавлять эту важную деятельность печени и организма химическим агентом. Понятно, врачи, многие из которых сами принимают эти лекарства, — вовсе не простаки. Ну а раз не простаки — значит или не знают, или их ввели в заблуждение… И в этом нет ничего удивительного: биохимия организма — короткий курс первого-второго года обучения в медицинском институте и никак не связан с общей диагностикой болезней, назначением анализов, выписыванием рецептов и т. п. Ну а об интересах производителей лекарств бессмысленно повторяться... Поэтому ожидать, что рядовые врачи будут разбираться в нюансах биохимии организма и роли холестерина и не станут поддаваться пропаганде фармацевтических фирм так же целесообразно, как обращаться к гинекологу с болезнями глаз или ожидать, что Burger King или МсDonald's больше не будут рекламировать fast food во время детских передач.
Сегодня общий уровень холестерина определяется суммой трех компонентов: VLDL + LDL + HDL. Последний — HDL, или холестерин высокой плотности, считается «хорошим», иными словами, чем его больше, тем лучше для здоровья. Тут тоже нет ничего хитрого. Если LDL ("плохой") холестерин синтезируется в печени и отправляется в кровяное русло, чтобы выполнять свои функции, то HDL холестерин возвращается в печень, чтобы стать… желчью. Чем больше «хорошего» холестерина, тем больше желчи…
Но позвольте задать вам вопрос? А какая, собственно, функция желчи в организме? Как какая? Конечно же, переваривать и усваивать жиры из пищи. А что произойдет, если по совету врача вы исключите жиры из вашей диеты? Желчи потребуется меньше и у вас У-П-А-Д-E-Т уровень "хорошего" холестерина… В результате:
Ну а раз так (у вас low-fat diet, а холестерин — высокий), значит, согласно их логике, вам нужно лекарство… для понижения холестерина.
И вот тут-то начинается самое, самое интересное. По идее, смысл приема лекарств — уменьшить смертность и улучшить здоровье, не так ли? Даже если вопреки фактам, здравому смыслу и биохимии организма предположить, что высокий холестерин — плохо, что его понижение продлит вам жизнь и что стоит даже рискнуть печенью, задайте себе вопрос, а происходит ли это? Нет, не происходит… Мало того, эти лекарства увеличивают смертность от других проблем — рака, инсульта, артрита, остеопороза, депрессий — болезней, ассоциируемых с низким уровнем холестерина.
Яблоки от яблони далеко не падают…
Начнём с безопасности. Речь пойдет о наиболее широко применяемых препаратах, которые относятся к классу статинов (statins). Это означает, что фармокинетика (механизм действия) этих препаратов идентична, и их отличают друг от друга лишь небольшие вариации в химической формуле, упаковке да названии. Это позволяет различным производителям обходить закон о патентах, который запрещает копировать химическую формулу, но не распространяется на копирование методологии (природы воздействия).
Общая родословная современных лекарств для понижения холестерина очевидна из их названий: pravastatin, lovastatin, simvastatin, fluvastatin, atorvastatin и cerivastatin, они же, голубчики, Pravachol, Mevacor, Zocor, Lescol, Lipitor и Baycol.
Последний из этих «братьев-разбойников» даже «прославился»… Вы, возможно, помните, что 8 августа 2001 года немецкая фирма Bayer AG «добровольно» отозвала с рынка cerivastatin, он же Baycol, он же Lipobay. Резон? Согласно статье в Wall Street Journal28, в результате приёма Baycol-a умерло более 100 человек.
Реальная цифра скорее всего была гораздо выше, так как установить истинную причину смерти, когда речь идет о пожилых и больных людях, очень трудно, а порой и вовсе невозможно.
Вспомните анекдот из нашего советского прошлого:
А теперь моя очередь задать вам вопрос:
— А вы на -статин принимаете?... Ну а раз принимаете, то позвольте поделиться в вами одной пикантной подробностью: FDA (Federal Drugs Administration, оно же Управление по контролю за продуктами и лекарствами, США) — то самое Управление, которое разрешило Baycol к продаже в 1997 г. после тщательных, по идее, исследований его безопасности, — недавно объявило, что смертность от Baycola (fatal rhabdomyolysis) в 16-80 раз выше, чем от других лекарств из семьи статинов.29 Что это означает?Мне только остается добавить, что речь идет о миопатии (myopathy) — болезни мышечной ткани, которая проявляется болями в мышцах и их слабостью. «Крайняя» форма этой патологии называется, язык сломаешь, rhabdomyolysis и сопровождается высоким уровнем фермента creatinine kinase, ради проверки которого (наряду с другими ферментами печени) и берется ежеквартально анализ крови у принимающих статины.
Теперь пришло время напомнить вам, что самая важная «мышечная ткань» в организме находится не в бицепсах и трицепсах, а… в вашем сердце. Именно в том самом сердце, ради спасения которого пациенты, собственно, и принимают эти самые статины. Ну а если слабость в ногах и руках, нетрудно себе представить, каково в сердце. Поэтому, когда у очередного пациента, который принимает эти пресловутые статины, вдруг останавливается сердце (cardiac arrest) как это случилось в апреле 2002 с известным (уже покойным) кардиологом д-ром Аткинсом, пойди догадайся, что это — от статинов. Очень поучительно:
Из открытого письма30 д-ра Аткинса пациентам (сначала по-русски в моём переводе):
Теперь в оригинале:
Тут д-р Аткинс слукавил… Во-первых, диагностировать бактериальную инфекцию сердечной мышцы практически невозможно — это, мягко говоря, неправда (помилуй, Господи, чуть было плохо о покойнике не сказал).
Во-вторых, ослабление сердечной мышцы имеет к диете еще ой какое отношение — мышцы, в том числе сердечные, состоят из белков, которые можно получить только из… диеты. Трудно, правда, представить, что у д-ра Аткинса мог приключиться дефицит белков в диете…
Где же зарыта собака? Не кажется ли вам, дорогой читатель, что причины «…ослабления сердечной мышцы» от кардио-миопатии и миопатия от статинов, — суть одно и то же: мышца — она что в сердце, что в ноге, что в руке, что в Африке — она М-Ы-Ш-Ц-А… А от прибавления кардио-, результат не меняется…
Так что, даю голову на отсечение, что кардиолог Аткинс исправно принимал эти самые статины и таки допринимался до кардиомиопатии. Даже богатая белками диета Аткинса не смогла защитить мышцы (белковые ткани) д-ра Аткинса от этих коварных статинов.
Согласитесь, при таком раскладе, следуя логике анекдота про Когана, куда безопаснее «принимать» на -на (говядина, баранина, свинина) или на -ло (масло, сало) и т.п., чем на -ин (статин)… По крайней мере, я еще не читал ни в одном медицинском тексте, что эти -на и -ло приводят к миопатии или кардиомиопатии. Скорее, наоборот — любому атлету известно, что натруженные мышцы лучше всего «лечатся» хорошим бифштексом с соусом на сливочном масле. Ну уж в этом мы с д-ром Аткинсом полностью согласны…
Осталось только добавить, что, если вы или ваши близкие когда-либо принимали Baycol, вас ждут с распростертыми объятиями «санитары леса» — юридические фирмы, специализирующиеся на индивидуальных и групповых исках (class action lawsuits) против фармацевтических компаний. Воспользуйтесь поисковым сервером http://www.google.com (термин baycol lawsuit), чтобы найти близлежащую юридическую контору… К августу 2003 года уже подано более 7800 исков против немецкой фирмы Bayer A.G. Pharmaceuticals.
И еще — не выбрасывайте пустые баночки от Pravachol-a, Mevacor-a, Zocor-a, Lescol-a и Lipitor-a, которые паче чаяния завалялись в вашей домашней аптечке. В недалеком будущем, возможно, их тоже поджидает судьба Baycol-a, так что и у вас будет шанс подзаработать на собственном несчастье…
Наглая ложь или статистика?
Теперь об эффективности. Напомню, что концепция влияния уровня холестерина на развитие атеросклероза по сегодняшний день остается всего лишь гипотезой (the lipid hypothesis). Да, да, да! Взаимосвязь между уровнем холестерина и атеросклерозом по сей день не доказана31 и является гипотезой! Собственно, вокруг этой гипотезы «родились» и «возмужали» лекарства для понижения уровня холестерина.
Безусловно, статины имеют какой-то краткосрочный эффект. Однако в последнее время всё чаще и чаще встречаются в литературе намёки на то, что этот эффект возникает не из-за их способности влиять на уровень холестерина, а из-за каких-то не известных ученым причин. Я считаю, что этот эффект объясняется именно влиянием статинов на мышечную ткань — чем слабее гладкая мускулатура сосудов, тем меньше вероятность их патологического сужения, которое ни к чему хорошему не приводит, будь то инфаркт (ischemic heart disease), будь то стенокардия (angina). А атеросклероз как был, так и есть...
По правде говоря, я нигде и никогда не встречал информацию о том, что эти лекарства устраняют или предупреждают атеросклероз, а читал лишь о том, что они на какое-то время откладывают инфаркт или смерть от него.
Так вот, если вы помните, в начале этой главы шла речь о том, как легко манипулировать статистикой, чтобы доказать желаемую точку зрения, и проиллюстрировал я это на примере деревень Хамово и Жлобово. Собственно, тот же принцип применяется в качестве «оправдания» в использовании статинов.
Вот как это проигрывается в прессе:
А вот как это преподносится специализированным медицинским журналом: всего в группе на статине (simvastatin) — 10 269 человек, и от инфаркта в течение 5 лет умерло 587 человек (5,7%). В контрольной группе (плацебо) — 10 267 человек, умерло 707 человек (6,9%). Для нормального человека это относительная разница в 1,2% (6,9% — 5,7%), для авторов исследования — 18% (т.е. насколько абсолютные 6,9% больше 5,7%). А когда добавили тех, у кого были инфаркты или инсульты, но они выжили, — получили меньше «на одну треть по сравнению с группой на плацебо». В реальности же относительная разница составила всего 2,3%.
Вот вам и результаты… Не говоря уже о том, что общая смертность от всех причин в течение этих пяти лет составила соответственно 1328 человек на лекарствах и 1507 без, или 1,8% в течение пяти лет33 — мизерная разница.
Ну и так далее и тому подобное и в этом, и во всех остальных исследованиях на эту тему. И один только Господь Бог знает, что произойдет с теми, кто будет, как в случае в Baycol-ом, принимать статины более пяти лет…
Да, именно что-то… Расширение и сужение кровеносных сосудов происходит благодаря гладким мышцам, которые входят в структуру стенок всех, кроме капилляров, сосудов. Несомненно, если миопатия, т.е. болезнь мышечной ткани, — основной побочный эффект этих лекарств, быстрее всего они имеют расслабляющий (вазодиляционный) эффект на сосуды, что незначительно и на какое-то время понижает кровяное давление и улучшает проток крови… Отсюда их мизерный статистический эффект на смертность от сердечно-сосудистых заболеваний.
И, наконец, вряд ли какая-то научная публикация может сравнится по глубине, осведомленности, серьезности и объективности c Американским журналом кардиологии (American Journal of Cardiology)… Если ваш врач, а тем более врач-кардиолог, пугает вас высоким холестерином и настаивает на лекарствах, статья из этого журнала, в лучшем случае, его отрезвит, в худшем — не дай Бог, станет причиной инфаркта…
Цитирую в моем переводе (полный текст — в сноске):
Надо же… Опускай холестерин, не опускай — никакой разницы. Ну а то, что там печень калечится да мышцы сохнут, помилуйте, господа хорошие!.. Хотели как лучше, получилось… — как всегда.
Copyright (C) 2016 monastyrsky.com — All rights reserved.
The information contained on this site may not be published, broadcast, rewritten or redistributed without the prior written authority of monastyrsky.com.